МНОГОЦЕЛЕВОЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС
ФОТОВИДЕОФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ “АЗИМУТ”

a1Изменение законодательства РФ в части возможности использования средств видеоконтроля для фиксации нарушений правил дорожного движения в 2008 г. вызвало бурный рост систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Опыт внедрения и эксплуатации данных систем позволил в настоящее время определить необходимые параметры работы систем и доработать правовую базу их применения, что привело к ужесточению требований, предъявляемых к данным системам, особенно по части точности и надежности работы.

Учитывая новые требования и актуальную нормативную базу, Пермским производителем ООО “ТБДД” разработан многоцелевой универсальный фотовидеофиксатор нарушений ПДД – комплекс измерительный программно-технический (КИПТ) “Азимут”. КИПТ “Азимут” имеет уникальную совокупность характеристик, одновременно демонстрируя высокую точность измерения скорости и распознавания государственных регистрационных знаков (ГРЗ), универсальность, выражающуюся в фиксации широкого спектра нарушений ПДД с предоставлением необходимой доказательной базы и возможность подключения новых типов нарушений, основываясь на сформированной доказательной базе.

ОПИСАНИЕ

Комплекс КИПТ “Азимут” предназначен для:

  • Автоматического распознавания ГРЗ транспортных средств (ТС), находящихся в зоне контроля Комплекса.
  • Измерения скорости движения ТС при пересечении зоны контроля; при движении по измерительному участку протяженностью 500-5000 м.
  • Автоматического формирования материалов для фиксации нарушений ПДД, перечисленных в таблице административных правонарушений согласно КоАП РФ.
Статья КоАП Название
1 12.9 ч.1,2,3,4 Превышение установленной скорости движения ТС
2 12.10 ч.1 Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора
3 12.12 Проезд на запрещающий сигнал светофора
4 12.15 ч.2 Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД
5 12.15 ч.3 Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия
6 12.15 ч.4 Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 настоящей статьи
7 12.16 ч.1 Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы
8 12.16 ч.2 Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
9 12.16 ч.3 Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением
10 12.18 Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
11 12.19 ч.1 Нарушение правил остановки или стоянки ТС
12 12.28 Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах (скорость)

СОСТАВ КОМПЛЕКСА

a2

Комплекс конструктивно состоит из вычислительного модуля, выносных модулей телевизионных (ТВ) датчиков детали­зирующих или модулей ТВ датчиков поворотных, моду­лей ТВ датчиков обзорных, инфракрасной (ИК) системы освещения и модуля синхро­низации со светофорным объектом.

Вычислительный модуль представляет собой специализированный ком­пьютер, выполненный в защитном термостабилизи­рованном корпусе и предназ­наченный для установки вне помещений, в непосре­дственной близости от пере­крестка или контролируемого участка проезжей части. В базовой комплектации вычислительный модуль устанавливается в вандалозащищен­ном наземном шкафу.

Модуль ТВ датчика предназначен для формирования цветного или черно-белого изображения проезжей части дороги, по которой движутся ТС. Изображение с модуля ТВ датчика передается для обработки на вычислительный модуль. Для работы в темное время суток комплекс комплек­туется системой освещения, состоя­щей из ИК-прожекторов и интеллекту­ального модуля управления систе­мой освещения (ИМУСО). Модуль син­хронизации с кон­троллером свето­форного объекта обеспечивает включение режима видеофиксации проезда транспор­тных средств пере­крестка или иной зоны контроля комплекса на запре­щающий сигнал светофора одновременно с запрещающим сигналом светофора. Модуль совместим с любым типом светофорного контроллера.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Вычислительный модуль осуществляет оцифровку видео­сигнала, поступающего от аналогового телевизионного датчика комплекса. В оцифрованном кадре изображения вычислитель­ный модуль определяет объект (автомобиль) с государственным регистрационным знаком, осуществляет распознавание ГРЗ, по скорости его передвижения в кадре рассчитывает скорость движения транспор­тного средства. Другие нарушения ПДД фиксируются по факту или по факту и времени нахождения ТС в зоне контроля Комплекса.

Дополнительно Комплекс имеет возможность фиксации превышения скорости при движении по измерительному участку протяженностью 500-5000 м.

Для измерения временных интервалов и присвоения формируемым фото и видео материалам точных меток времени Комплекс оснащен приемной аппаратурой ГНСС ГЛОНАСС/GPS, осуществляю­щей прием данных о точном времени и географических координатах Комплекса.

Основным способом монтажа является автономная установка прибора в вандало­защищенном шкафу рядом с опорой под ТВ датчики. При этом используется постоянный канал связи, по которому полученные видеозаписи автоматически передаются на центральный сервер.

Возможна запись видеофрагментов на ноутбук из подъехав­шего автомобиля по беспроводной связи и последующая достав­ка записей на сервер обработки и хранения информации о нару­шениях ПДД.

УНИКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИПТ “АЗИМУТ”
Фиксация превышения скорости при движении по измерительному участку

Измерение скорости движения ТС на измерительном учас­тке (ИУ) осуществляется путем распознавания ГРЗ ТС на въезде на измерительный участок и выезде с него. Для этого организуются одна или несколько зон контроля (по числу полос движения) на въезде на участок («входная группа датчиков») и одна или несколько зон контроля (по числу полос движения) на выезде с участка («выходная группа датчиков»). Для ТС, ГРЗ которого был распознан на въезде на ИУ и выезде с него, измеряется время движения по участку и рассчи­тывается эффективная длина участка, зависящая от расположе­ния ГРЗ в зоне контроля в момент распознавания. На основа­нии этих данных рассчитывается средняя скорость движения ТС по участку.

Автоматическая видеофиксация фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам

a4Для фиксации фактов непредоставления преимущества в движении пешеходам к вычислительному модулю видеофиксато­ра КИПТ «Азимут» подключаются: обзорные телевизионные датчики для отражения общей картины на переходе и фиксации выхода и нахождения пешехода на проезжей части, а также детализирующие телевизионные датчики, фиксирующие ГРЗ проходящих ТС.

При обнаружении в зоне контроля комплекса пешехода и транспортного средства одновременно КИПТ «Азимут» форми­рует последовательность кадров с данным транспортным сре­дством, при этом транспортное средство считается нарушителем, если пешеходу была создана помеха в движении. Далее инфор­мация о нарушении передается для обработки в Центр автомати­зированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД.

Автоматическая видеофиксация фактов поворота налево в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги при проезде перекрестка.

Для выявления поворота налево в нарушение требований, предписан­ных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги при проезде перекрестка, к вычис­лительному модулю КИПТ “Азимут” подключаются телевизи­онные датчики: обзорные для отражения общей картины на участке улицы и детализирующие для получения крупного изображе­ния автомобиля-нарушителя с распознанным ГРЗ.

Нарушение фиксируется, если транспортное средство будет обнаружено последовательно в двух зонах контроля. Первая зона расположена при въезде на пере­кресток (фургон в крайне левом ряду рис.1), вторая – в зоне выпол­нения запрещенного маневра (тот же фургон во второй зоне контроля рис 4.). Кроме того формируется последовательность изображений фиксирующая процесс нарушения в виде видеоролика, который так же сохраняется в качестве доказа­тельной базы (рис.2 и рис.З).

Далее информация о наруше­нии передается для обработки в Центр автоматизированной фикса­ции административных правонару­шений в области дорожного движе­ния (ЦАФАП) ГИБДД.

 

 

Автоматическая видеофиксация фактов нарушения правил
движения через железнодорожные пути

Для фиксации фактов нарушение ПДД при движении через железнодорожные пути в части контроля выезда на железнодо­рожный переезд при запрещающем сигнале светофора к вычис­лительному модулю КИПТ “Азимут” подключаются телевизион­ные датчики: обзорные для отражения общей картины на желез­нодорожном переезде (фото справа) и детализирующие для получения крупного изображения автомобиля-нарушителя, находящегося в зоне контроля комплекса, с распознанным ГРЗ (фото слева).

Вычислительный модуль КИПТ “Азимут” обеспечивает синхронизацию с контроллером светофорного объекта, то есть режим видеофиксации проезда транспортных средств железно­дорожного переезда на запрещающий сигнал светофора включа­ется одновременно с запрещающим сигналом светофора. В случае нахождения транспортного средства в зоне контроля Комплекса при включенном запрещающем сигнале светофора КИПТ “Азимут” автоматически формирует материал об адми­нистративном правонарушении, который для обработки переда­ется в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП) ГИБДД.

Автоматическая видеофиксация фактов нарушения правил
остановки или стоянки транспортных средств

Для выявления нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств к вычислительному модулю КИПТ “Азимут” подключаются телевизионные датчики: обзорные для отражения общей картины на участке улицы и поворотные для получения крупного изображения автомобиля-нарушителя. При обнаружении в зоне контроля комплекса транспортного средства стоящего более 5 минут, транспортное средство считается нару­шителем, и КИПТ “Азимут” формирует последовательность кадров с данным транспортным средством.

На этапе настройки поворотного ТВ датчика задается неко­торое количество предустановок (пресетов) таким образом, чтобы каждая предустановка образовывала зону контроля непос­редственно на контролируемом участке дороги, а все зоны кон­троля образовывали единое поле зрения, покрывающее весь контролируемый участок. Поворотный ТВ датчик настраивается на весь контролируемый участок дороги. В режиме работы пово­ротный ТВ датчик последовательно перемещается по предуста­новкам, а программное обеспечение КИПТ “Азимут” распознает ГРЗ, попавшие в поле зрения камеры. В том случае, если государственный регистрационный знак автомобиля был распознан 2 и более раз за 5 минут, автомобиль считается нарушителем, и про­граммное обеспечение КИПТ “Азимут” сохраняет последова­тельность кадров и автомати­чески формирует материал об административном правонару­шении, который для обработки передается в ЦАФАП.